МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих


Спецпроекты

Непростые судьбы непростого времени

Владимир Петляков - советский авиаконструктор
Владимир Петляков родился в селе Самбек под Таганрогом 15(27) июня 1891 года. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции Владимир Михайлович смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро (ЦАГИ).
В составе конструкторской группы Андрея Николаевича Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов конструкторского бюро (далее - КБ) Туполева. В 1925—1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов А.Н.Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил конструктору разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) — Пе-8.
29 октября 1937 года Владимира Михайловича с группой работников ЦАГИ арестовали. В отношении Петлякова, как и Туполева, использовался стандартный набор обвинений в шпионаже, саботаже и вредительстве. Репрессии разделили Туполевское КБ на три самостоятельные проектирующие группы. Впоследствии они получили статус самостоятельных КБ и свою производственную базу.
Будучи заключенным, Петляков проектировал высотный истребитель с герметичной кабиной, который получил кодовое обозначение «100». Работа велась в специальном закрытом КБ в Москве, на берегу Яузы. Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ. Опираясь на группу специалистов, он разрабатывал истребитель нового типа, который отличала герметичная кабина, скорость 630 км/ч и дистанционное электроуправление.
Начавшиеся военные действия показали, что истребители, на которые делалась ставка, не главные в небе. Нужны были бомбардировщики с хорошими летными качествами. Постановлением правительства Петлякову предлагалось сделать из «сотки» пикирующий бомбардировщик. Срок на разработку дали всего 45 дней.
Работа над двухмоторным многоцелевым пикирующим фронтовым бомбардировщиком была начала в 1938 году. 22 декабря 1939 года состоялся первый полет самолета Пе-2, он вышел на испытания осенью 1940 года, а массовое производство развернулось уже в 1941-м. В 1940 году за успешную разработку новой машины Владимир Михайлович был освобожден. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени. Вопрос о полной реабилитации В.М. Петлякова решался в 1955 году. 12 января 1942 года авиаконструктор и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань — Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился авиаконструктор, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли. Владимира Михайловича похоронили в Казани на Арском кладбище.
Летом 1945 года в газете «Правда» была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью «Оружие Победы».
Самолет был задуман как высотный истребитель, однако менее чем за полгода был переделан в боевую машину совершенно иного назначения. Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Экипаж состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста.
На этом самолёте впервые было применено электрическое управление многими механизмами. По скорости Пе-2 мало уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 более чем на 100 км в час и Ю-88 – На 75 км в час. Это преимущество давало ему возможность активно действовать в светлое время суток.
Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны.
Всего за 1941-1945 годы было построено 11427 таких самолетов, в том числе 10162 – на заводе в Казани. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцева моря до Черного. Пе-2 применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов.


Леонид Мартынов - русский поэт, переводчик
Родился 9 (22) мая 1905 г. в Омске. В отрочестве Леонид Николаевич увлекался чтением неоромантической литературы (А. Конан Дойль, Дж. Лондон, А. Грин), серьезно изучал географию и геологию, интересовался “техникой в самом широком смысле этого слова” и фольклором Сибири. Учился в Омской классической гимназии, но курс не окончил: учеба была прервана революцией.
Дебютировал в печати в 1921 году заметками в омских газетах «Сигнал», «Гудок», «Рабочий путь». Первые стихотворения были напечатаны в сборнике «Футуристы», изданном в походной типографии агитпарохода «III Интернационал». Входил в футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка» (1921—1922), куда входили также В. Уфимцев, В. Я. Шебалин и Н. А. Мамонтов. Став в 1924 году разъездным корреспондентом газеты «Советская Сибирь» (г. Новониколаевск), Мартынов исколесил всю Западную Сибирь и Казахстан. Участвовал в геологических экспедициях. В 1927 году редактор «Звезды» Н. С. Тихонов напечатал стихотворение «Корреспондент» — первая публикация за пределами Сибири. В 1930 году в Москве вышла первая книга Мартынова — очерки о Прииртышье, Алтае и Казахстане «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу». В 1932 году сдал в редакцию «Молодой гвардии» книгу «новелл о любви и ненависти в годы начала социалистической перестройки», которую так и не напечатали и которая считается ныне пропавшей.
В 1932 году поэт был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и осуждён по делу так называемой «Сибирской бригады» по статье 58/10 УК РСФСР к высылке на три года в Северный край. В обвинительном заключении сказано: «Группа ставила своей задачей широкую антисоветскую агитацию… через художественные литературные произведения, обработку и антисоветское воспитание молодёжи из враждебных соцслоёв, расценивавшихся как актив а/с движений». От расстрела писателей спасла «оттепель» 1932 года: возвращение Горького из Италии, подготовка и проведение всесоюзного съезда советских писателей. Реабилитирован прокуратурой СССР 17 апреля 1989 года посмертно.
Несколько лет Мартынов провел в северных городах России – Архангельске и Вологде. В редакции вологодской газеты «Красный Север» он встретил свою будущую жену – Нину Анатольевну, работавшую секретарем-машинисткой, и в конце 1935 года вернулся в Омск уже с нею.
Началом «настоящей литературной известности» поэт называл публикации «Увенькая» и «Тобольского летописца» в «Сибирских огнях» В. Итина в 1936 г. По словам поэта, Вивиан Итин сыграл большую роль в его жизни: «…Нас объединяли многие творческие и, я бы сказал, политические, государственные интересы».
В 1939 году к Мартынову пришла литературная известность: вышла книга «Стихи и поэмы». На следующий год вышли исторический очерк об Омске «Крепость на Оми» и книги «Поэмы» (вышли одновременно в Москве и Омске). В 1943 году поэту предложили место фронтового корреспондента в «Красной Звезде». Мартынов вернулся в Омск «за вещами», но был тут же призван в армию, в Омское пехотное училище. По состоянию здоровья был освобождён от военной службы, и служил как литератор — писал историю училища.
В 1945 году благодаря усилиям нового председателя Союза писателей СССР Н. С. Тихонова вышел сборник «Лукоморье».
В декабре 1946 года в «Литературной газете» вышла разгромная статья Веры Инбер о книге стихов «Эрцинский лес» (Омск, 1946). После резкой критики и «проработки» в Москве, Омске и Новосибирске тираж книги был уничтожен, и доступ к печати закрылся на девять лет. Всё это время поэт писал «в стол» и зарабатывал переводами.
Благодаря огромной многолетней работе Леонида Николаевича вышли на русском языке стихи и поэмы Десанки Максимович, Адама Мицкевича, Констанцы Ильдефонса Галчинского, Юлиана Тувима, Иржи Волькера, Витезслава Незвала, Сальваторе Квазимодо, Пабло Неруды, Артюра Рембо. Но больше всего Мартынов переводил венгерских поэтов – Шандора Петефи, Эндре Ади, Йожефа Атиллу, Антала Гидаша, Дьюлу Ийеша. За переводческую деятельность награждён правительством Венгрии орденами «Серебряный Крест» (1949), «Золотая Звезда» (1964) и «Серебряная Звезда» (1970).
Первая книга после вынужденного простоя вышла в 1955 году — книга «Стихи» была «первым поэтическим бестселлером» после войны и сразу стала редкостью. В 1957 г. она была переиздана. После этого Мартынова стали печатать так часто, что Ахматова по этому поводу с неудовольствием заметила, что «поэту вредно часто печататься». Несмотря на признание, поэт вёл закрытый образ жизни, и уже при жизни его называли не иначе как «тихий классик».
В конце 1950-х поэт по-настоящему получает признание. Пик популярности Леонида Николаевича, упрочившейся с выходом книги “Стихотворения”, совпадает с обостренным читательским интересом к лирике молодых “шестидесятников” (Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др.).
В 1960-е появляются новые сборники стихов поэта: "Первородство", "Голос природы", "Людские имена"; в 1972 - сборник "Гиперболы", "Земная ноша" и другие. Мартынов много занимается переводами поэзии с английского, французского, итальянского, польского и других языков.
В 1960—1970 гг. работает над книгой мемуарной прозы, которую задумывал назвать «Стоглав». Сам поэт писал, что «Стоглав» «касается не только возникновения того или другого моего стихотворения, но, будучи правдив и ясен, по возможности — всего строя жизни». Однако время и цензура не позволили напечатать все главы одновременно, потому последовательность глав была нарушена. Первый сборник автобиографических новелл «Воздушные фрегаты» вышел в 1974 г. По красоте стиля и широте охвата его можно назвать «энциклопедией» жизни омских художников 1920—1940-х годов. Второй сборник новелл — «Черты сходства» — вышел уже после смерти поэта в 1982 году. И, наконец, спустя четверть века, в 2008 году были напечатаны все остальные новеллы книги «Стоглав». В 1979 году умерла жена Нина, а 21 июня 1980 года и сам поэт. Леонид Николаевич похоронен в Москве на Востряковском кладбище.


Михаил Кольцов - советский журналист, публицист, писатель, общественный деятель
Михаил родился 12 июня 1898 года в Киеве в семье сапожника.
После переезда родителей в Белосток мальчик учился в реальном училище (среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится естественной и математической направленности), где вместе со своим младшим братом Борисом создавали рукописный школьный журнал.
В 1915 году Кольцов поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а через год начал печататься в газетах, публиковал статьи в журнале «Путь студенчества». Во время Февральской революции Михаил находился среди солдат и матросов в Таврическом дворце, вместе с дружинниками принимал участие в арестах царских министров. Вдохновившись этими событиями, писатель создал очерк «Октябрь», описывающий штурм Зимнего дворца и падение Временного правительства.
В 1918 году, по рекомендации А.В. Луначарского (российский революционер, писатель), Кольцов вступил в РКП(б) – Российская Коммунистическая партия большевиков, однако, в том же году заявил об выходе из партии, опубликовав письмо в «Киногазете», объясняя свое решении тем, что ему не по пути с советской властью и ее комиссарами. В этом же году Михаил Ефимович возглавил группу кинохроники Наркомата и ездил со съемочной группой по стране, редактировал «Кинонеделю» (кинопублицистический альманах, черно-белая, немая хроника).
С 1919 года Кольцов служил в Красной Армии, сотрудничал с одесскими газетами и киевской армейской газетой «Красная Армия». Через год Михаил работал в отделе печати Наркомата иностранных дел, являлся специальным корреспондентом ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда».
В 1921 году Кольцов учувствовал в подавлении Кронштадтского восстания, был организатором и редактором газеты «Красный Кронштадт», печатал статьи, очерки и фельетоны (короткая сатирическая заметка) в центральной печати. Михаил часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Также он стал инициатором возобновления издания журнала «Огонек», в котором занимал должность редактора, являлся одним из основателей журнала «За рубежом», «За рулем» и «Советское фото». С 1934 по 1938 гг. Кольцов занимал пост главного редактора сатирического журнала «Крокодил», он был одним из создателей и главным редактором журнала «Чудак», в котором вел постоянную рубрику «Календарь Чудака». Известный журналист и редактор написал около 2000 газетных статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. С 1926 по 1936 гг. трижды выходили многотомные собрания его сочинений.
Во время гражданской войны 1936-1939 годов Кольцов был направлен в Испанию как корреспондент газеты «Правда» и одновременно негласный политический представитель властей СССР. В Испании журналист участвовал в событиях как организатор сопротивления мятежникам. Испанские репортажи послужили основой его книги «Испанский дневник», в которой Михаил Ефимович рассказал о своей работе от первого лица. В своих публикациях Кольцов дискредитировал «троцкистов», обвиняя их в том, что они находятся на службе у Фаланги (ультраправая политическая партия в Испании) и фашизма.
В 1938 году корреспондент был отозван из Испании и в ночь с 12 на 13 декабря это же года арестован в редакции газеты «Правда». Его обвиняли в шпионаже в пользу Англии. «Мне были известны некоторые политические настроения Кольцова, его морально-бытовое разложение», - отмечала советская журналиста Ольга Войтинская в своем письме Сталину, которое было написано в январе 1939 года. 1 февраля 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР Кольцов был приговоре к смертной казни по обвинению в «антисоветской и троцкистской деятельности». Так в 2 февраля 1940 (по другой версии 4 апреля 1942 года) приговор был приведен в исполнение. Кольцов Михаил Ефимович захоронен в Москве на Донском кладбище.
Некоторым исследователи предполагают, что корреспондент был осуждён потому, что разглашал секретную информацию о тайных операциях НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР) в Испании – причиной ареста послужило письмо Сталину от генерального секретаря вооруженных подразделений в Испании – Андре Марти, который обвинял Михаила Ефимовича в шпионаже.
18 декабря 1954 года Военной коллегией СССР Кольцов был реабилитирован. С 1956 года его произведения вновь широко издавались в СССР, однако многие статьи и фельетоны 1920-х годов, так и остались непереизданными.


Лев Черепнин - советский историк, специалист историографии, источниковедения
Черепнин родился 12 апреля 1905 года в городе Рязани, учился в Гимназии родного города, а завершил учебу в Ялте, где его семья осталась до окончания Гражданской войны. Возвратившись в Рязань, Лев поступает на социально-исторический факультет Института народного образования. Его выбор можно объяснить семейными традициями, так как в 1903 году отец (Владимир Алексеевич Черепнин) закончил историко-филологический факультет в Московском университете, а дед Льва Владимировича (Алексей Иванович Черепнин) был известным краеведом, археологом и нумизматом. В 1925 году Л.В. Черепнин экстерном сдал экзамены за университетский курс и с 1926 года учился в аспирантуре Института истории РАНИОН (научно-исследовательское учреждение в РСФСР. Существовал в 1921—1929 годах в Москве), которую успешно окончил в 1929 году.
Во время учёбы в аспирантуре Лев Владимирович вместе с С. Б. Веселовским (российский археолог, историк, академик) участвовал в обработке вотчинного архива Троице-Сергиевой лавры, а с 1929 году работал помощником заведующего отделом рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. Через год в судьбе историка происходят трагические события: в ноябре 1930 года его арестовали по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» (Академическое дело – уголовное дело против ученых и краеведов) и приговорили к трем годам лишения свободы. Черепнин был заключен в Бутырскую тюрьму, а затем сослан на двинские камнеразработки в Северном крае. В 1933 году Лев Владимирович был освобожден, по возвращению из лагеря временно работал в Институте истории, районной средней школе, а в 1942 году занял должность преподавателя в Московском государственном историко-архивном институте.
В 1942 г. историк защитил кандидатскую диссертацию, а спустя пять лет — докторскую под названием "Русские феодальные архивы XIV–XV веков". Эта работа была опубликована двумя книгами, общим объемом около 85 листов. Оригинальность замысла состояла в системном описании русского феодального общества и государства в XIV–XV вв., посредством детального анализа документальных источников.
В 1948 году деятельность Черепнина, ставшего к тому времени профессором, была подвергнута резкой критике. На Ученом совете труды Льва Владимировича были объявлены безыдейными, научно-бесплодными, а через год историк вторично подвергся «проработке» на общем собрании сотрудников института – и был вынужден его покинуть.
В 1944—1960 преподавал по совместительству в Московском государственном университете, читал общие и специальные курсы по отечественной истории, источниковедению, историографии, руководил дипломниками и аспирантами. Лев Владимирович профессионально занимался изучением генезиса феодализма у восточных славян, был автором работ в области историографии и вспомогательных исторических дисциплин. Черепнин один из первых советских ученых начавших разработку теоретических и методологических вопросов источниковедения. Создал научную школу в области медиевистики (раздел исторической науки, изучающий историю Европейского Средневековья).
В 1956 году, во время хрущевской «оттепели», историк был полностью реабилитирован. За 25 лет своей научной работы, Л.В. Черепнин опубликовал более 120 научных работ, в том числе двухтомная монография, более десятка фундаментальных публикаций, несколько томов коллективных обобщающих трудов, где ему принадлежат объёмные разделы, также Лев Владимирович написал 5 учебников, множество статей, докладов и рецензий.
Крупным вкладом Льва Владимировича в отечественную историографию стали его труды по проблеме образования и развития Русского централизованного государства. Именно за этот цикл работ историку присуждена Государственная премия СССР. Л.В. Черепнин был членом бюро Национального комитета историков Советского Союза. Лауреат Государственной премии Молдавской ССР (1972), премии им. М. В. Ломоносова(МГУ, 1957). Заслуженный деятель науки РСФСР (1970).
Лев Владимирович умер 12 июня 1977 года в Москве.
Как оценивает его профессор Ю.Н. Афанасьев: «это историк, вне всякого сомнения, талантливый и продуктивный».
В 1984 г. в издательстве «Наука» была издана работа Л. В. Черепнина "Отечественные историки XVIII–XX веков. Сборник статей, выступлений, воспоминаний". Автор дает в этой работе блестящие характеристики выдающимся отечественным историкам, таким как: С. М. Соловьев, А. Л. Шлецер, В. О. Ключевский, М. М. Богословский, И. У. Будовкин, Б. Б. Кафенгауз, Н. Н. Воронин, В. Т. Пашуто, М. В. Нечкина, академик Д. С. Лихачев и др. Пожалуй, впервые в отечественной историографии Л. В. Черепнину удалось так ярко охарактеризовать портреты отечественных историков.


Карл Григорович - выдающийся русский скрипач
Родился 25 октября 1868 года. Первые концерты начал давать в возрасте 10 лет.
С 1896 по1897 гг. скрипач много гастролирует, играет в Вене, выступает в Германии, дает концерты в Америке. В 1899-1901 гг. Григорович вместе с финским пианистом Эдвардом Фацером совершил в мировое турне по трем континентам: Америка, Африка, Азия.
С 1903 года Карл Карлович является профессором Музыкально-Драматического училища Московского филармонического общества. Как свидетельствует Генри Лахи, «по широте и плавности тона его сравнивали с Соре и Сарсате», в 1910 г.- член квартета (1-я скрипка) герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого.
После революционных событий 1917 года, Григорович жил и работал в Витебске (Белоруссия), преподавал в городской консерватории.
В 1921 году российского скрипача арестовали за то, что «по приезде польской делегации в Витебск познакомился с польделегатами… и зарекомендовал себя в глазах представителей делегации с самой лучшей стороны, в результате чего делегация выдала Григоровичу документ о его полной лояльности по отношению к Польше, на предмет въезда в таковую». Карл Карлович был приговорен к трем годам принудительных работ в Смоленском лагере.
Карл Карлович Григорович скончался при невыясненных обстоятельствах в смоленском лагере 25 марта 1921 года.
Реабилитирован лишь в 2008 году.


Михаил Булгаков - русский писатель, драматург, театральный режиссер и актер
Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891 – 10 марта 1940 гг.) - русский писатель, драматург, театральный режиссер и актер. Знаменитый автор рассказов и повестей, пьес, киносценариев, оперных либретто.
В 1909 году Михаил Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет, где он проучился семь лет. После окончания университета в 1916 году Булгаков получил диплом с отличием «в степени лекаря».
Во время Первой мировой и Гражданской войны Михаил Афанасьевич работал военным врачом. В начале 1920 года Булгаков покинул ряды армии и стал сотрудничать с местными газетами во Владикавказе. Одна из первых его публицистических статей «Грядущие перспективы». В это же время автор пишет первые драматургические произведения: одноактная юмореска «Самооборона», «Парижские коммунары», драма «Братья Трубины» и «Сыновья муллы».
Вскоре писатель переезжает в Москву, куда со всех концов страны стекались литераторы. В 1921 году Михаил Булгаков начал сотрудничать со столичными газетами «Гудок» (в этой газете за 4 года было опубликовано более 120 репортажей писателя), «Рабочий» и журналами «Медицинский работник», «Россия», «Возрождение». В Берлинской газете «Накануне» Булгаков публиковал свои произведения: «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Записки на манжетах» (1923).
В 1926 году ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) провело у писателя обыск, в результате которого изъята рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. После нескольких лет дневник был возвращен, но вскоре был сожжен Булгаковым.
Сатирическая повесть "Собачье сердце", впервые была опубликована в 1968 г. за рубежом, в СССР лишь в 1987 г.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом показывалась пьеса «Дни Турбиных». Пьеса понравилась Сталину, который смотрел ее более 14 раз. Сталин велел вернуть ее (в январе 1932 г.), и до войны она больше не запрещалась. В этом заключена первая загадка писателя. Несомненно, что генсек благоволил Булгакову, при этом прекрасно отдавая себе отчёт в том, что он чужд советской идеологии, что в нём живы идеалы и предрассудки старой, царской России. Однако, "взлёты и падения" будущего классика говорят о том, что поддержка со стороны вождя не была абсолютной. В этой связи любопытно отметить, что советские вожди постоянно вели диалог с прославленными русскими писателями и поэтами. Так Ленин обращался к Маяковскому, а Троцкий к Есенину.
В конце 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля «Зойкина квартира».
Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и резкая критика произведений М. Булгакова. По его собственным подсчетом, за 10 лет было опубликовано 298 ругательных рецензий и 3 доброжелательных. Также драматург испытывал гонения со стороны «неистовых ревнителей» РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), оберегавших «идеологическую чистоту» литературы и искусства. В 1929 со сцены были сняты все его пьесы: «Дни Трубиных», «Бег», «Зойкина квартира», драматурга перестали печать. 28 марта 1930 года после того как Главрепертком (Главный Комитет по контролю над зрелищами и репертуаром) запретил его пьесу «Мольер», драматург пишет большое письмо правительству. В письме, которое было адресовано секретарю Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР, М. Булгаков просит Сталина разрешить ему с женой покинуть СССР, так как для него "невозможность писать, равносильна погребению заживо". 18 апреля 1930 года писателю позвонил Сталин и посоветовал устроиться на работу в МХАТ. С 1930 года Михаил Афанасьевич работает в МХАТе в качестве режиссера-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мертвые души» по инсценировки Булгакова. В июне 1934 года Михаил Афанасьевич был принят в Союз советских писателей.
После пяти лет репетиций в 1936 году выходит в свет спектакль «Кабала святош» (Мольер). Булгаков отметил, что премьера прошла с громадным успехом, однако постановка была запрещена. В газете «Правда» была помещена разгромная статья об этой фальшивой «реакционной и негодной» пьесе. После статьи Михаил Афанасьевич ушел из МХАТа и стал работать в Большом театре либреттистом и переводчиком.
В последние годы жизни писатель работает над романом «Мастер и Маргарита». За несколько недель до смерти Булгаков заканчивает своё главное произведение, которое впервые будет опубликовано, пусть и с сокращениями, в 1966 г. В период, ещё не омрачённого "Пражской весной" 1968 г., это было весьма странно. Роман, не прошедший хрущёвскую цензуру каким-то чудом преодолел цензуру брежневскую. Ещё одна булгаковская загадка, которую предстоит разгадать потомкам.
Существуют любопытное мнение на счёт этого произведения, якобы оно писалось для одного единственного человека, нетрудно догадаться для кого. Если внимательно присмотреться к образу Понтия Пилата (ну и конечно же к Воланду), то такая мысль уже не кажется столь абсурдной. Что хотел этим сказать Булгаков? Возможно мы никогда об этом не узнаем. Эта, третья загадка навсегда останется между писателем и вождём.
10 марта 1940 года Булгаков скончался в своем доме. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.
Михаил Афанасьевич Булгаков фигура загадочная и неоднозначная, нельзя назвать его жертвой режима, но и придворным писателем он тоже не был. Особые отношения со Сталиным сделали Булгакова фигурой особенной и притягательной, в чём-то даже мистической, какими были и его произведения. Несомненно, что его наследие сыграло существенную роль в судьбе нашего народа. Какую? Судить вам.


Николай Бердяев – философ
23 марта 2016 исполнилось 68 лет со дня смерти русского религиозного и политического философа, представителя экзистенциализма (философское направление XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности человеческого бытия) – Николая Александровича Бердяева (06.03.1874-23.03.1948).
В 1901 году выходит в свет его первая книга «Субъективизм и идеализм в общественной философии». Наряду с С. Н. Булгаковым, П.Б. Струве, С.Л. Франком Бердяев стал одним из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. В 1913 году философ пишет антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов, за которую он был осужден и приговорен к депортации в Сибирь. Однако, Первая мировая война и революция помешали привести приговор в исполнение, вследствие чего Бердяева ссылают на три года в Вологодскую губернию. В последующие годы Николай Александрович пишет много статей и книг, из которых наиболее известными стали – «Смысл творчества» и «Смысл истории».
В 1920 году философа арестовывают в связи с делом «Тактического центра», к которому он никакого отношения не имел. Допросы вели лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский. За недостаточностью улик Бердяева отпускают, но летом 1922 года снова арестовывают. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».
29 сентября 1922 года на «философском пароходе» Бердяев уезжает в Берлин, где знакомится с немецкими философами, среди которых: Макс Шилер, Герман Кайзерлинг, Освальд Шпенглер.
В 1924 году Николай Александрович переезжает во Францию (г. Кламар), где философ принимает активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД) и является одним из его главных идеологов. Бердяев много писал и печатался, в 1925-1940 гг. был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь». С 1942-1948 г.г. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но так ее и не получил.
«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть.
Бердяев умер 23 марта 1948 года в своем доме в Кламаре от разрыва сердца. Труды философа и сейчас актуальны, его работы изучают в институтах, университетах, академиях.
Тактический центр — объединение подпольных антибольшевистских партий и организаций, возникшее в Москве в апреле 1919 года с целью координации работы различных антисоветских групп.


Даниил Андреев - русский поэт и писатель
Даниил Леонидович родился 20 октября 1906 года в Германии, в берлинском районе Грюневальд. После смерти матери, бабушка увезла мальчика в Москву, где он воспитывался в семье своей тети - Добровой Елизаветы Михайловны. Дом Добровых являлся одним из литературных и музыкальных центров тогдашней Москвы. В нем бывали И.А. Бунин, М. Горький (крестный отец Даниила), А.Н. Скрябин, Ф.И. Шаляпин, актеры Художественного театра. Под влиянием атмосферы дома Даниил рано начинает писать стихи и прозу.
Весной 1915 года появляется его первое стихотворение «Сад». В этом же году Андреев пишет рассказы «Путешествие насекомых» и «Жизнь допотопных животных», однако, до нашего времени эти произведения не сохранились. После окончания в Московской гимназии Даниил учится в Высшем Литературно-художественном институте им. Брюсова в Москве и начинает работать над романом «Грешники». В 1926 году вступает в Союз поэтов (1926 – 1929г.г.), а в 1928 году появляется поэма «Красная Москва», начата работа над циклом стихов «Катакомбы». В 30-е годы Андреев работает художником-шрифтовиком, пишет рекламы и надписи, однако, основное время посвящает литературе.
Осенью 1937 года Андреев приступает к работе над романом «Странники ночи» о духовных исканиях интеллигенции, но закончить роман помешала Великая Отечественная война.
В октябре 1942 года Даниил Леонидович уходит на фронт. Он состоял в похоронной команде, был санитаром, художником-оформителем. После войны получает медаль «За оборону Ленинграда» и возвращается в Москву, где работает художником-оформителем в Московском музее связи, в соавторстве с С. Матвеевым опубликовывает книгу «Значительные исследования горной Средней Азии», пишет роман «Странники ночи», который и послужил причиной его ареста.
21 апреля 1947 Даниила Леонидовича арестовывают по 58-й статье (контрреволюционная деятельность). В след за ним арестовывают жену писателя, предъявив обвинения в создании антисоветской группы, антисоветской агитации и террористических намерениях. Далее следовали аресты родственников и близких друзей поэта. Все они были приговорены к заключению на срок от 10 до 25 лет исправительных-трудовых лагерей. Произведения, написанные Андреевым до ареста, были уничтожены по приказу Министерства Государственной Безопасности.
27 ноября 1948 году Андреева конвоируют из Лефортовской тюрьмы во Владимир. Находясь в заключении, Даниил Леонидович продолжает писать. В 50-е годы завершается работа над поэмами: «Немереча», «Симфония городского дня», «Рух», «Ленинградский Апокалипсис», «Гибель Грозного», формируется поэтическая книга «Русские октавы».
23 августа 1956 года Комиссией Президиума Верховного Совета СССР по делу Андреева вынесено постановление: «Считать необоснованным осуждение, снизить меру наказания до 10 лет тюремного наказания». В 1957 году Д.Л. Андреев был полностью реабилитирован.
После освобождения Даниил занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З. Рахим перевел с японского произведения Р. Хаяси.
В 1958 году, в ночь на 19 октября Даниил Леонидович пишет свое последнее стихотворение «Когда-то раньше в расцвете сил…», в котором молит о спасении своих рукописей. Произведение вошло в сборник «Святорусские духи».
30 марта 1959 года Андреев умер от сердечного приступа в своей квартире.
При жизни ни одно из произведений Даниила Леонидовича не было опубликовано.
В 2003 году по заказу вдовы писателя Андреевой композитор Алексей Курбатов написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис». В октябре 2014 года в деревне Чухраи Суземского района Брянской области открылся музей Даниила Андреева.


Лев Разгон - русский писатель, литературный критик, правозащитник
Лев Разгон родился в 1908 году в городе Горке Могилевской губернии. Вместе с семьей в 1923 году Лев переезжает в Москву, где учится на историко-экономическом отделении в Московском Государственном педагогическом институте. В 1932 году Лев Эммануилович вступает в Коммунистическую парию Советского Союза, работает в спецотделе НКВД, который занимался разработкой шифров и дешифрованием, под руководством своего тестя – Бокия Глеба Ивановича (автор идеи создания на Соловках концентрационного лагеря для интеллигенции). Три года проработал в спецотделе ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР). С 1933 года работает редактором в издательствах «Молодая гвардия», «Детгиз» : «Это были интереснейшие годы становления и развития советской детской литературы. Молода была литература, молоды были и все ее авторы и редакторы».
В 1937 году арестовывают супругу Льва Эммануиловича и ее родителей, а 18 апреля 1938 года очередь дошла до самого Льва Разгона. Ему были предъявлены обвинения в связи с его рецензией на картину «Петр I»: «Если дела так дальше пойдут, то скоро мы услышим: «Боже, царя храни…»». После долгих допросов Лев подписал абсурдные показания на себя, и был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и выслан в Устьвымлаг, где работал нормировщиком.
В марте 1943 года, за полтора месяца до окончания срока заключения, Льва Разгона обвинили в «пораженческой агитации» и увеличили срок заключения. Однако в июне 1943, после его кассационной жалобы, второй приговор был отменен. Лев Разгон получил статус «закреплённого за лагерем до особого распоряжения». Этот статус позволял жить за пределами зоны в бараке для вольнонаёмных. В это время Эммануилович знакомится со своей будущей второй женой Рикой, с которой ему в 1946 году разрешили уехать в Ставрополь.
В 1949 году судьба приготовила Разгону еще одно испытание – арестовывают и отправляют в ссылку его жену Рику, а в 1950 году писателю были предъявлены обвинения в антисоветской агитации. Он получил 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. В 1955 году Льва Эммануиловича освобождают, реабилитируют и восстанавливают в партии. Он возвращается к работе редактора, одновременно пишет книги для детей о путешественниках и ученых: «Сила тяжести», «Зримое зрение», «Мир в котором дети – не гости», «Живой голос науки». Тогда же Разгон приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 80-х, и составила книгу «Непридуманное», которая принесла автору широкую известность. В этой книге были описаны годы пребывания Л.Э. Разгона в тюрьмах ГУЛАГа, встречи с разнообразнейшими людьми, разделившими его судьбу.
В 1988 году писатель вместе с Андреем Сахаровым и Алексеем Адамовичем стал одним из основателей Историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал». Лев Разгон является лауреатом Сахаровской литературной премии «За гражданское мужество писателя». Его книги переведены на многие языки, удостоены многочисленных международных премий и наград. Лев Эммануилович до 1993 года был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Его человеческие качества многолетняя и правозащитная работа сделали Льва Эммануиловича Разгона одним из символов тысяч бывших заключенных сталинских лагерей.
Лев Эммануилович умер 8 сентября в 1999 году. Похоронен на Востряковском кладбище.


Николай Гумилев - русский поэт Серебряного века, переводчик, литературный критик
Николай родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте. Свое первое четверостишье про прекрасную Ниагару юный поэт написал в 6 лет. В 1903 году семья Гумилевых переезжает в Царское село и поступает в Царскосельскую гимназию. Огромное влияние на будущего поэта оказали Иннокентий Федорович Анненский (директор Царскосельской гимназии) и труды Ницше. За год до окончания гимназии, на средства родителей, была издана первая книга стихов Гумилева «Путь конквистадоров», которую рецензировал авторитетнейший поэт того времени – Брюсов Валерий Яковлевич: «Предположим, что книга только „путь“ нового конквистадора и что его победы и завоевания — впереди». Долгое время Гумилев считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах, а свое произведение «Скрипка» он посвящает наставнику.
В 1906 году Николай Степанович переезжает в Париж, где изучает французскую литературу, живопись, театр, слушает лекции в Сорбонне, выпускает три номера в литературно-художественном журнале «Сириус». Во Франции, по рекомендации Брюсова, Гумилев пытается познакомиться со знаменитыми поэтами, такими как Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, однако, мэтры не посчитали нужным общаться с неизвестным поэтом. Гумилев же в ответ анонимно направляет обидчикам свое новое стихотворение «Андрогин» :
Я вижу, ты медлишь, смущаешься… Что же?!
Пусть двое погибнут, чтоб ожил один,
Чтоб странным и светлым с безумного ложа,
Как феникс из пламени, встал Андрогин.
Произведение получило благосклонный отзыв у Мережковского и Гиппиус, которые выразили желание познакомиться с автором.
В 1908 году Гумилев возвращается в Россию, где издает сборник «Романтические цветы», Сергей Маяковский писал о нем: «Стихотворения показались мне довольно слабыми даже для ранней книжки. Однако за исключением одного — „Баллады“; оно поразило меня трагическим тоном».
Николай Степанович Гумилев известен нам не только как поэт, но и как крупнейший исследователь Африки, совершивший несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке. Экспонаты, привезенные Гумилевым из экспедиции в Музей антропологии - составляют богатую коллекцию.
В 1909 году Николай Гумилев совместно с Сергеем Маяковским организовал иллюстрированный журнал «Аполлон», в котором публикуются материалы по истории классического и зарубежного искусства, обзоры выставок в России и других странах. В журнале «Аполлоне» Гумилев выступает не только как поэт, но и как переводчик и автор рубрики «Письма о русской поэзии», которая дала ему репутацию проницательного критика: «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта», - писал наставник поэта В.Я. Брюсов. По результатам своей экспедиции в Абиссинии в конце 1909 года Николай Гумилев издает книгу «Жемчуга». Сборник получил хвалебные отзывы В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского и других критиков.
В 1911 году, при активнейшем участии Гумилева, был основан «Цех поэтов», в который входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Зенкевич и другие. В 1912 году Николай Степанович заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма, в которое были включены члена «Цеха поэтов». Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Появление нового течения вызвало негативную реакцию. В том же году акмеисты открывают собственное издание «Гиперборей» и одноименный журнал, издают поэтический сборник «Чужое небо», в котором была напечатана первая акмеистическая поэма Гумилева «Блудный сын».
В начале Первой мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт. В 1915 году были опубликованы «Записки кавалериста», сборник «Колчан», издаются его печатные произведения «Гондла», «Дитя Аллаха».
В 1918 году Гумилев возвращается в Россию, где начинает работу в качестве переводчика, готовит эпос о Гильгамеше, стихи английских и французских поэтов для "Всемирной литературы", издает сборник «Костер» и африканскую поэму «Мик». В 1921 года поэт руководи студией «Звучащая раковина», где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами.
3 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но к сожалению безрезультатно. Вскоре, в ночь на 26 августа 1921 года поэт расстрелян. Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестны. Николай Степановича Гумилева реабилитировали лишь в 1992 году.
Сегодня сборники произведений Гумелева издаются и выходят в свет на разных языках мира.


Евгений Гросс - советский физик-экспериментатор
Евгений Федорович родился 20 октября 1897 года в городе Колпино Санкт-Петербургская губерния в семье начальника Ижорского завода (предприятие тяжелого машиностроения).
В 1918 — 1924 гг. Гросс учился на физическом отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Уже после года обучения в университете Евгения приглашает Дмитрий Сергеевич Рождественский в основанный им Государственный Оптический Институт на должность лаборанта при мастерских. Первые работы ученого посвящены исследованиям сверхтонкой структуры спектральных линий в газах. В 1926 году А.Ф. Гросс, совместно с А.Н. Терениным, российским физикохимиком, провел исследование спектральных линий оптически возбужденных паров ртути – цезия и рубидия. В 1930 году Е. Ф. Гроссом открыл явление рассеяния света на акустических фононах (фонон представляет собой квант колебательного движения атомов кристалла) в кристаллах и жидкостях. В результате проведённой работы впервые было показано наличие комбинационного рассеяния в аморфных телах — эффект Рамана ( неупругое рассеяние оптического излучения на молекулах вещества, сопровождающееся заметным изменением частоты излучения). Далее Е. Ф. Гросс экспериментально доказал существование рассеяния упругих тепловых волн в твёрдых и жидких телах. Ученые Л.И. Мандельштамп, Л.Н. Бртллюэн выразили сомнения в данном предположении. При всей сложности Е, Ф. Гросс сумел провести опыты, демонстрирующие справедливость гипотезы — экспериментально установить существование эффекта. Именно за эти работы Е. Ф. Гроссу в 1936 г. без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук.
В марте 1935 года Гросса арестовывали и приговорили к 10 годам ссылки в Саратове, как пишет сам ученый в своей автобиографии: «За что – осталось для меня неизвестным», однако, благодаря стараниям Д.С. Рождественского и С.И. Вавилова, летом в 1936 году Евгений Федорович возвращается в Петербург.
В 1940 году Гроссом был найден метод определения времени ориентационной релаксации молекул из спектра рассеянного света, применимый к неполярным жидкостям. За эту работу физик в 1946 году был удостоен Сталинской премии, — избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Особое значение получило открытие водородоподобного спектра экситона в поглощении кристалла закиси меди. Оно явилось первым экспериментальным доказательством существования в полупроводниковых кристаллах квазичастиц — экситонов, и послужило началом широких исследований экситонных состояний в физике твердого тела. За открытие и изучение свойств экситона Е. В. Гроссу и его сотрудникам была присуждена Ленинская премия по физике в 1966 году.
Евгений Федорович Гросс умер 4 апреля 1972 году в Санкт-Петербурге и похоронен на кладбище в Комарово.
Е. Ф. Гросс создал новое научное направление в физике твердого тела — спектроскопия полупроводников, а на кафедре физики твердого тела в Университете и в Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе РАН сформировалась научная школа Е. Ф. Гросса.


Леонид Соловьев - советский писатель, сценарист
Леонид Соловьев родился 19 августа 1906 года в городе Триполи (Ливан). В детстве Леонид любил читать, любимыми его авторами были Джек Лондон и Редьярд Киплинг. В 1921 году семейство Соловьевых переселилось в Коканд. Через год Леонид окончил школу и проучился два курса в механическом техникуме, некоторое время работал железнодорожным ремонтником, путешествовал по Туркестану, изучал среднеазиатский фольклор. Впечатления восточного быта и особенности восточной культуры наложили свой отпечаток на все творчество писателя. В 1923 году Леонид Соловьев начал печататься в газете «Туркестанская правда» (в дальнейшем «Правда Востока») и до 1930 года работал специальным корреспондентом этой газеты.
Во время поездок по Ферганской области в 1924-1925 годах Соловьёв собирал и изучал фольклор. В эти годы им были записаны песни и сказания о В. И. Ленине, вошедшие в сборник «Ленин и творчество народов Востока», который вышел в 1930 году. В 1927 году рассказ Соловьёва «На Сыр-Дарьинском берегу» получил вторую премию журнала «Мир приключений». Поверив в свой литературный талант, в 1930 году Соловьев приехал в Москву и поступил на литературно-сценарный факультет Института кинематографии, который закончил уже через два года.
B 1932 году вышла в свет первая книга Л. В. Соловьёва — повесть «Кочевье» — о жизни кочевников в годы революции, а два года спустя — сборник повестей и рассказов «Поход «Победителя»». В 1935 году по сценарию Л.В. Соловьева был снят «Конец полустанка».
За год до войны писатель опубликовал роман «Возмутитель спокойствия», первую книгу наиболее значительного своего произведения — «Повести о Ходже Насреддине». Книга вышла в канун войны в «Роман газете» и сразу получила необыкновенную популярность за незаурядное литературное мастерство, умное и доброе остроумие. Ее экранизация состоялась в 1943 году, книга многократно переиздавалась, переводилась на французском, голландском, датском, иврите и других языках. В соавторстве с В. С. Витковичем (российский писатель и сценарист) им написаны сценарии кинофильмов «Насреддин в Бухаре» (1943) и «Похождения Насреддина» (1946).
Во время Великой Отечественной войны Соловьёв был военным корреспондентом газеты «Красный флот» на Чёрном море. Фронтовые рассказы и очерки писателя вошли в сборники «Большой экзамен» (1943) и «Севастопольский камень» . В 1943 году по повести «Иван Никулин — русский матрос» им был создан киносценарий, который основывался на реальных событиях.
В сентябре 1946 года Соловьёва арестовали по обвинению в «подготовке террористического акта» и десять месяцев держали в предварительном заключении. В качестве основания для ареста следствие предъявило показания ранее арестованной в 1944 году «антисоветской группы писателей» — С. А. Бондарина, Л. Н. Улина и А. Г. Гехта, которые признали наличие у знакомого им Л. В. Соловьёва «террористических настроений» против Сталина. В деле содержатся примеры антисоветских высказываний писателя: колхозы себя не оправдали, литература деградирует, произошёл застой творческой мысли.
9 июня 1947 года Соловьеву вынесли приговор, который гласил: «За антисоветскую агитацию и террористические высказывания заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет». Отправили писателя в Дубровлаг (Дубравное лагерное управление с центром в поселке Явас Республики Мордовия), где в виде исключения ему разрешили, в свободное от работы время, заниматься литературным творчеством. Повесть «Очарованный принц», вторая часть «Повести о Ходже Насреддине», была написана в лагере, на основе сценария к фильму «Похождения Насреддина», и закончена к концу 1950 года. «Очарованный принц» сильно отличается от первой книги, он написан в ином — философском, сдержанно-грустном стиле.
После смерти Сталина (1953 год) родственники ходатайствовали, через влиятельного писателя и депутата А. А. Фадеева, о смягчении участи Соловьёва. Писатель вышел на свободу по амнистии в июне 1954 года, проведя в лагерях восемь лет. После освобождения Соловьев жил в Ленинграде, где друзья помогли ему опубликовать в «Лениздате» (советское и российское многопрофильное универсальное издательство) всю дилогию «Повесть о Ходже Насреддине», которая имела огромный успех.
В 1959 году Леонид Васильевич написал сценарий кинофильма «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, а через два года впервые появились в печати части нового произведения Л.В. Соловьева «Книга юности».
Леонид Васильевич умер 9 апреля 1962 года в Ленинграде. Похоронен на Красненьком кладбище.
К столетию знаменитого писателя и сценариста был снят документальный фильм «Возмутитель спокойствия. Леонид Соловьев».

Рахимов Гарифулла - пермский фотограф.
Родился Гарифулла в 1890 г. в Чистопольском уезде Казанской губернии в крестьянской семье. В 1920-е годы, еще во времена НЭПа (новой экономической политики) приехал в Пермь. В Перми он поселился недалеко от мечети на улице Трудовой (позже – им. Орджоникидзе, сейчас – Монастырская), тогда в этом районе жило много татар и башкир. В то время – до начала индустриализации – в больших городах была безработица и Гарифулла некоторое время состоял на учете городской биржи труда. Так и не получив работу, Гарифулла решил заняться частным бизнесом – открыл фотоателье, которое располагалось прямо у него в квартире. А в свободное от работы время он ходил с фотоаппаратом по улицам Перми и снимал улицы, дома, парки.
Человек приезжий, он полюбил Пермь и стал одним из фотолетописцев города. На его снимках – характерные приметы времени: многочисленные торговые заведения: магазин Рижского товарищества «Проводник» на углу улиц Торговой (Советской) и Оханской (Газеты «Звезда»), Пермское отделение известной фирмы «Москвошвей» в центре города, лавка потребительского общества водников близ дома пароходчика Мешкова на берегу Камы, внушительное здание «Уралторга», маслолавка, лабазы бывшего Черного рынка на площади Окулова (Сквер уральских добровольцев), а также городская детская больница «имени 5-ой годовщины Октябрьской революции», открытая в 1922 г. и располагавшаяся в Грибушинском особняке на ул. Покровской (Ленина), здание Городского театра с огромным транспарантом на фасаде: «Привет трудящимся Китая. Долой предательскую свору Чан Кай-ши» (очевидное свидетельство проходившей в то время идеологической кампании, направленной против военного переворота в Китае в апреле 1927 г.)
Одновременно Гарифулла был активным прихожанином мечети, даже одно время был председателем совета пермской мечети, членом ревизионной комиссии мечети.
После отмены НЭПа и запрещения частной предпринимательской деятельности Рахимов устроился фотографом в Управление «Уралэнерго».
6 августа 1937 г. Рахимов был арестован пермским городским отделом НКВД. Ордер на арест был подписан 5 августа 1937 г. – это дата начала массовой операции НКВД, направленной против «бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». Она продолжалась вплоть до осени 1938 г., ее жертвами в Прикамье стали несколько тысяч человек. Гарифулла Рахимов оказался очень «подходящим» объектом начавшейся репрессивной кампании: татарин, грамотный, член духовного совета мечети, выступавший против политики горсовета, направленной на закрытие одной из двух мечетей в Перми (т.е. – «активный церковник»).
При аресте у него были изъяты фотоаппарат питерской фирмы «Иохим и Ко», фотокарточки в количестве 93-х штук, 4 дюжины фотопластинок и др.
Обвинили Рахимова в принадлежности к «контрреволюционной, повстанческой националистической организации», связанной с «Уральским повстанческим штабом», которая ставила своей задачей «участие в вооруженном восстании с целью свержения существующего строя, ведение контрреволюционной пропаганды среди татар за создание самостоятельного националистического буржуазного государства с выделением из СССР территорий, населенных национальностями, родственными по языку».
5 декабря 1937 г. внесудебная тройка УНКВД по Свердловской области приговорила Рахимова к расстрелу. 25 декабря приговор был приведен в исполнение.
Позднее было доказано, что подобной организации не существовало, что широкомасштабный «заговор церковников» - это детально спланированная фальсификация НКВД. Гарифулла Рахимов был реабилитирован Пермским областным судом спустя 20 лет, в 1957 г. Его архивно-следственное дело и фотоальбом «Пермь. 1926 – 1929 гг.» в настоящее время хранятся в Пермском государственном архиве новейшей истории.
Использованная литература и источники:
1.​ Архивно-следственное дело Рахимова Г. / ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.12545.
2.​ Безденежных Т.В. Улицы Перми 80 лет назад. (Комплект открыток). Пермь,: Изд. Дом С.А. Бывальцева, 2007.

Смышляев Максим Михайлович - директор машинно-тракторной станции (МТС) в селе Кояново.
Родился Максим Михайлович в 1895 г. в деревне Смышляево Кировской области в бедной крестьянской семье. Окончив три группы сельской школы стал довольно образованным человеком для того времени. После революции, уже в 1918 году начал работать секретарем районного исполнительного комитета, затем заведовал районным отделом народного образования. В 1924 году Смышляев переехал в Пермь, где работал секретарем рабочкома Пермского отделения Уральского государственного строительно-промышленного акционерного общества «Уралпромстрой», заведующим орготдела Ленинского РК ВКП(б), в Пермском горсовете, ответственным секретарем парткома Гознакстроя. 1 августа 1935 года Максим Михайлович был назначен директором Кояновской МТС. К этому времени у Максима Михайловича было уже 5 детей – старшие сыновья Вальдемар 11 лет и Августин 8 лет, дочери Клара 7 лет, Тамара 4 лет и двухмесячная Галина.

26 августа 1937 года Смышляев был арестован сотрудниками пермского НКВД по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации, подготовлявшей террористические акты против руководителей ВКП(б) и Советского правительства.

Осенью 1937 года в дом Смышляевых пришел молодой человек, который только что освободился из тюрьмы №1 в Разгуляе. Он рассказал, что был в одной камере с Максимом Михайловичем, которого держали 20 суток в карцере и на допросах наставляли в рот дуло пистолета, чтобы он подписал обвинительный лист. Он же передал письмо, написанное на тонкой папиросной бумаге: «Здравствуйте мои дорогие жена и мои детки! Я нахожусь в тюрьме №1. Я мыслить не мог в чем меня обвиняют - наглая ложь и выдумка.

Вырастила меня советская власть и великая партия, сделал меня из пастуха, батрака большим человеком. Доверяла мне все ответственные посты, я честно выполнял их. Ты остаешься одна с пятерыми детьми, тебе тяжело, у людей хоть есть что продать, а у нас с тобой ничего. Ох! Если бы не малые мои крошки то, было бы не так.

Я вынужден был подписать обвинительный лист. Верусь! Не падай духом. Я докажу свою невиновность».

17 января 1938 года в Свердловске состоялось закрытое судебное заседание выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР. Смышляев виновным себя не признал, рассказал, что все его признания были добыты следователями под давлением. Последним его словом было – «невиновен». В 18.30 коллегия вынесла свой вердикт: «приговорить … к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего лично принадлежащего ему имущества».

В тот же день приговор был приведен в исполнение.

Семье же было объявлено, что Смышляев М.М. осужден на 10 лет «без права переписки». Смышляева Вера Александровна (жена Максима Михайловича) и его дети ждали и надеялись 18 лет, писали письма в разные инстанции. Так, в апреле 1956 г. Вера Александровна писала прокурору Пермской области: «…нам ничего не известно о нем. Убедительно просим вас тов. прокурор пересмотреть дело о виновности нашего отца и мужа».

20 июля 1957 г. Верховный суд СССР вынес определение о полной реабилитации Смышляева Максима Михайловича «за отсутствием состава преступления».

Использованные источники:

Архивно-следственное дело Смышдяева М.М. / ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.13706.

Текст к фото – Смышляев М.М. на фото слева.

Алексеев Владимир Павлович - бухгалтер пристани Пермь Камского речного пароходства.
Родился Владимир Павлович в 1888 году в селе Пригород-Красный Опочецкого района Псковской области.
Офицер русской армии. С первых дней Первой мировой войны принимал участие в боевых действиях, был в германском плену. В годы Гражданской войны стал офицером белой армии Юденича и принимал участие в наступлении на Петроград осенью 1919 года. После Гражданской войны приехал в Пермь, где работал простым бухгалтером на пристани в Перми.
Секретный приказ НКВД №00447 от 30 июля 1937 года, начавший «Большой террор», предписывал арестовывать, в том числе, и бывших участников белогвардейских организаций.
Алексеев, из за своего офицерского и белогвардейского прошлого, попал в самый первый список на арест. Он был арестован 6 августа 1937 г. по обвинению антисоветской агитации. А 27 сентября внесудебным органом – тройкой НКВД по Свердловской области приговорен по статье 58-10 к ВМН (расстрелу). Приговор приведен в исполнение 1 октября 1937 г.
Семье сказали, что Владимир Павлович осужден на 10 лет «без права переписки». В 1956 году Наталья Григорьевна Алексеева (жена расстрелянного Алексеева) обратилась в управление КГБ по Молотовской области с просьбой помочь разыскать сгинувшего в исправительно-трудовых лагерях мужа. На это обращение был выдан официальный ответ – «…находясь в местах заключения, умер в 1943 году от стенокардии».
Реабилитирован Президиумом Пермского областного суда в 1965 г.


Использованные источники:
Архивно-следственной дело Алексеева В.П. // ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.16200

Автор текста – Сергей Шевырин


Возврат к списку