МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих


Новости

20.10.2017

«Без права на возвращение». Музей судеб в посёлке Рябинино

Здесь всё необычно: католический храм на вот уже более пяти веков православной земле, фамилии жителей, отношение к своей истории, светский культурно-исторический центр в цокольном этаже религиозного сооружения. Сюда, в посёлок Рябинино, основанный на месте 134 комендатуры «Ныроблага», до середины прошлого века свозили «неугодных» со всей страны. Здесь они ударно трудились во имя Победы и на благо Отечества. Здесь они обрели свою вторую «малую Родину», работали, строили дома, рожали детей и стали частью истории этих мест. В идеальной картине мира инициаторов депортации, эти люди должны были забыть своих предков, свою религию, свою самоидентичность. На эти темы было не принято говорить даже в кругу семьи. Однако времена меняются.

FullSizeRender-5.jpg «Это не только музей, не только коммуникационный центр. Мы сразу назвали его «Музейный культурно-образовательный центр», — рассказывает о своём проекте Лариса Мох, начальник отдела культуры и туризма администрации Чердынского района. Идея создать музей истории спецпереселенцев Верхнекамья родилась около трёх лет назад. Изначально проект назывался «Посёлок Рябинино», потом «Надо снова научиться жить...», сейчас — «Дом двух культур». Тема репрессий остаётся сложной и по сей день. Возможно поэтому изначально идея создания музея не нашла реальной поддержки там, откуда её ждали. Проект одобряли, но не более.

К тому времени в Рябинино уже существовал школьный музей истории района, созданный усилиями его прежнего директора Веры Пьянковой. Документы, артефакты собирались, копились, но не экспонировались из-за отсутствия выставочных площадей. Проект Ларисы Мох так бы и остался проектом, если бы о нём не узнал настоятель католического прихода Фатимской Божьей матери в Березниках и в Рябинино Эрих Мария Финк. В построенном пять лет назад поселковом храме пустовал цокольный этаж. Его настоятель и предложил оборудовать под музейно-культурный центр. По расчётам, на это требовалось около 500 тысяч рублей. «После нашей встречи отец Эрих пропал на полтора месяца, — рассказывает Мох, — Когда он снова появился, рассказал, что съездил в Германию, Финляндию, Португалию и Швейцарию. Там тоже есть церкви Фатимской Божьей матери. Прихожане и настоятели согласились принять участие в проекте. Активно «включился» и католический архиепископ Павел Пецци. Проект снова ожил». Музей делали всем миром. Кто-то помогал руками, кто-то деньгами. 50 тысяч рублей пожертвовал бывший директор бывшего рябиниского рейда Юрий Мельчарик, 200 тысяч выделил Благотворительный фонд по сохранению исторической культуры и «Наследие». Председатель попечительского совета фонда — уроженец посёлка Рабинино Дмитрий Махонин. Недостающие средства «раздобыл» Эрих Мария Финк. Он же обязался взять на себя и дальнейшие текущие расходы на содержание музея. На одном из этапов реализации проекта к процессу подключились сотрудники ГАУК «Мемориального комплекса политических репрессий «Пермь-36». 

  4.jpgСпециалисты госучреждения оказывали методическую и
поддержку при создании выставочных площадей. Мемориальный комплекс также предоставил несколько артефактов — предметов лагерного труда и быта для одного из стендов музея в Рябинино. Сотрудничество государственного и общественного музея будет продолжено, поскольку, по словам Ларисы Мох, «Музей поселка Рябинино» нуждается не только в методической помощи, но и в научном консультировании по вопросам политических репрессий.

Среди партнёров и благотворителей музея также депутат Земского собрания Чердынского района Анна Батагова, Чердынский краеведческий музей, благотворительный фонд «Наследие», Отдел культуры и туризма администрации Чердынского района.

Открытие музея состоялось 13 октября. В нём приняли участие местные жители и более 50 гостей из Перми, Чердыни, Березников, Германии и Португалии. 

9.jpgБыли торжественные речи, были песни в исполнении местных творческих коллективов, любительский театр специально к открытию поставил небольшой спектакль на тему лагерной жизни. Люди в этот день шли в музей непрерывным потоком до позднего вечера.

Сейчас в музее есть историческая реконструкция части лагерного барака, несколько стендов с архивными документами и артефактами, касающимися истории посёлка и его жителей, проектор для демонстрации фильмов и фотографий документов. По словам Ларисы Мох, экспозиции будут меняться, коллекция — пополняться. В планах — установка двух экранов. Каждый желающий сможет надеть наушники и посмотреть фильм о судьбах конкретных людей. В середине помещения есть четыре большие колонны. Они будут оборудованы для передвижных выставок. Первой из них станет выставка, посвящённая истории появления немцев в России.  

«Там стоит большой стол, рассказывает Лариса Мох, — Здесь мы можем проводить различные национальные праздники — католические, православные, мусульманские. В этом плане здесь всё демократично. Сам по себе музей носит светский характер. Мы проговорили это с Павлом Пецци и отцом Эрихом заранее. Здесь же могут проходить национальные праздники, какие-то культурные события. Местные жители ещё и сами придумывают праздники. Светлана Бабикова (нынешний директор школьного музея) хочет составить образовательную программу для детей. Здесь же будут проводиться детские конференции, связанные с историей, исследовательской деятельностью».

  3.jpg  По замыслу создателей музея, он должен стать неким межконфессиональным, межкультурным пространством, которое необходимо для сохранения исторической памяти, осмысления и реабилитации своего прошлого, построения национальной идентичности, для «духовной оседлости», привязанности к местам, ставшим родными.  В рамках проекта «Дом двух культур» до конца 2017 года в стенах музея планируется провести несколько мероприятий, среди которых День памяти жертв политических репрессий, экскурсии, образовательные уроки.


Прочитать статью об открытии музея можно здесь.